History in detail...
Model
Architectural
Kharkiv studio

От понимания к сохранению

«Всегда чти следы прошлого»

Цецилий Стаций(220-160 до н.э.)
Древнеримский поэт.

Общеизвестно, что память – это категория индивидуальная. Мы трепетно храним в ее лабиринтах собственные воспоминания и по мере необходимости возвращаемся к блужданию по многочисленным коридорам. Но, как доказали ученые еще в середине прошлого века, это путешествие может быть и коллективным. Этакая экскурсия, «повествующая» об особенностях прошлого целого народа. О его традициях, исторических событиях, мифах, легендах… Да, мало ли о чем. В течении многих тысячелетий народы создавали то, что «ученые мужи» назвали «материальными объектами культуры». Но все материальное – бренно, а во всемирной летописи есть многочисленные трагические сюжеты, повествующие о том, как войны, катастрофы, революции, природные катаклизмы наносили вред символам коллективной памяти, после чего те становились либо безвозвратно утерянными, либо серьезно поврежденными. Сейчас мир стал столь динамичен, что мы теряем быстрее, чем создаем. Часто бывает, что архитектурные шедевры, способные пережить ветра и потопы, падают перед людской жестокостью за считанные мгновения.

XXI век ознаменовался волной гражданских и религиозных войн, прокатившихся по странам Ближнего Востока и северо-западной Африки. Террористы «Исламского государства» и «Аль-Каиды» уничтожали не только действующие режимы, но и уникальные памятники мирового культурного наследия. Огромные статуи Будды в афганской долине Бамиан простояли 15 столетий, но были уничтожены экстремистами всего за две недели. В марте 2001 года статуи были разрушены до основания, а их фрагменты были проданы на черном рынке. В феврале 2015 мир облетело сенсационное видео, на котором террористы кувалдами разбивали статуи времён Древней Ассирии в музее Иракского города Мосул. Некоторые из статуй были созданы в VII веке до н.э. Тогда же боевики взорвали центральную библиотеку Мосула, уничтожив от 8 до 10 тыс. книг, среди которых — древние труды по философии, истории, культуре. Во дворе библиотеки исламисты устроили костёр из книг и рукописей. В том же году человечество безвозвратно потеряло Триумфальную арку в древней Пальмире, которая была визитной карточкой Сирии. Боевики не остановились перед казнью хранителя Пальмиры, известного сирийского археолога 82-летнего Халеда аль-Асаада. Взорванным оказался античный храм Баал-Шамин и статуя «Лев Аллат».

Все это подтверждает неоспоримую истину о необходимости сохранения памятников истории и культуры. Именно поэтому во всем мире создаются специальные организации, институты, фонды, призванные решить эту сложную проблему. Классическое понятие «охрана наследия» сформировалось в Европе за промежуток более чем в сто лет, с 1830 г. до 1964 г. Франция стала первой страной, в которой на государственном уровне начали решать вопросы изучения и охраны культурных ценностей. В 1830 году в стране появилась Генеральная инспекция по охране памятников. В Великобритании в 1877 году было образовано Общество охраны старинных зданий, а в 1882 году был принят первый специальный закон о памятниках старины. В 1889 году в рамках Всемирной выставки в Париже состоялся Первый международный конгресс по охране произведений искусства и памятников, на котором впервые обсуждалась необходимость подписания международной конвенции об охране культурного наследия во время войны и создания Красного креста памятников. Эти идеи нашли свое отражение в конвенциях о законах и обычаях сухопутной войны, принятых на Гаагских конференциях 1899 и 1907 годов. Тогда же впервые было предложено обозначать культурные ценности специальными отличительными знаками.

В 1954 году ЮНЕСКО была принята Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, так называемая Гаагская конвенция, и разработан отличительный знак, который может использоваться для обозначения культурных ценностей, нуждающихся в защите.

В 1964 году была подписана Венецианская хартия по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест – международный документ, закрепляющий профессиональные стандарты в области охраны и реставрации материального наследия. Первые основы нового понимания этой сферы были заложены 16 ноября 1972 года, когда Генеральная конференция ЮНЕСКО в Париже приняла очень важный документ – Конвенцию по охране мирового культурного и природного наследия. По сути, в ней была сделана попытка сформировать из наследия различных народов перспективу мирового наследия.

В настоящее время делаются попытки не только сохранить, но и возродить то, что безвозвратно исчезло. Современная технология предлагает для этой цели нестандартные решения. В 2015 году китайская супружеская пара Дженсон Юй и Лиянь Ху пожертвовала 120000 долларов на воссоздание с помощью голограмм разрушенных талибанами статуй Будд. Именно варварское уничтожение статуй стало толчком к появлению многочисленных организаций, цель которых — сохранение объектов мирового культурного наследия. Лидером этого движения является «CyArk» — некоммерческая организация, основанная Беном Кацира в 2003 году, которая занимается сохранением находящихся под угрозой исчезновения мест по всему миру при помощи 3D устройств. Чтобы исследовать памятники, которые находятся в зоне недоступности, команда использует подробные 3D-изображения, применяя лазерное сканирование, визуализацию дронами и фотограмметрию (научно-техническая дисциплина, занимающаяся определением формы, размеров, положения и иных характеристик объектов по их фотоизображениям).

«CyArk» совместно с Google участвует в проекте, который называется «Открытое наследие». В планах проекта сканирование большого количества объектов и чудес света. В дальнейшем Google и CyArk планируют предоставлять исходные данные своих моделей, чтобы исследователи и просто заинтересованные лица могли и использовать объекты в различных проектах. Сохраненный или воссозданный материальный артефакт – это лишь один из путей возвращения к истокам. Куда важнее убить в себе признак беспамятства. А ведь сценарий эпидемии предельно прост: следует изъять, конфисковать какую — то часть прошлого, сделать его как бы не существующим, объявив его ошибкой или заблуждением. Великие «отцы» превратятся тогда в забытых «дедов», мемориалы станут бесхозными, а книги окажутся не нужными. А еще лучше рассыпать историю, превратить ее в несвязные эпизоды, то есть устроить хаос в сознании, сделать его фрагментарным. В этом случае, из отдельных кусочков мозаики нельзя составить целостную картину, а это приводит к трагедии беспамятства…