Гай Цильний Меценат
70 до н. э. — 8 до н. э.
Личность Гая Цильния Мецената издавна привлекала внимание, становясь предметом историко-литературных исследований. Вряд ли за данный текст примутся те, кто античной культурой никогда не интересовался (собственно, почему только античной? Старые смыслы не исчезают, а лишь наслаиваются), словом, те кто не в теме и плохо ориентируются. И это плюс. Можно обойтись без преамбулы, штампов и непременных сентенций типа «имя его стало нарицательным». Став таковым, оно не перестало быть собственным. Знакомьтесь – Гай Меценат, состоятельный римлянин, покровитель Горация, Вергилия и еще скольких-то творчески необделённых личностей из его «литкружка», немало способствовавших тому, чтобы эпоху ту назвали «золотым веком» и в частности, римской литературы. Доверенное лицо Октавиана (от момента драматической перелицовки внучатого племянника наследника Цезаря в императора на все времена и «отца отечества»).
О Меценате как человеке (а не функции — архетипе) мы на самом деле знаем немного. Внешность, портрет? Достоверных изображений Мецената не сохранилось, если вам покажут – не верьте… Год рождения? Только день – 13 апреля (из посвящения Горация своему дорогому покровителю), где-то между 74 до н.э. – 64 до н.э… Семья, происхождение? Момент и поныне дискуссионный – от «смарагда Цильниев», славного потомка древних этрусских царей-лукумонов до относительно скромного представителя всаднического сословия (которое давно никуда не скакало, рассталось с «шаркающей кавалерийской походкой» и богатело с торговли, откупа налогов с провинций, при поздней Республике выдвигаясь кто в судьи, кто в префекты или прокураторы… Плащ с кровавым подбоем? Обычай выделять себя из толпы клавусом (пурпурной полосой на тунике) зашел в Рим с востока. Узкую ленту (angusticlavii) носили всадники, сенаторы – пошире (latus clavus). Изначально украшение патрициев, клавус в эпоху империи уже раздавали не глядя, по прихоти Цезарей. И столь же легко отбирали… История капиталов и состояния, позволявшего вести сибаритский образ жизни, дарить друзьям недвижимость и помогать голодной богеме заказами и покупкой того, что несут? Отдельная тема… Ну и мотивация такой его широкой благотворительности – из любви к искусству? От доброты душевной? Расчет, выгодная инвестиция в будущее – свое и (или) империи? И так далее, и тому подобное. Что же по факту от человека, с его страстями и слабостями, надеждами и разочарованиями, идеалами и «скелетами в шкафу» остается? И правда – что?
Ну, кое-что тем не менее остается: громкая известность – еще при жизни – во многом благодаря пышным восхвалениям пестуемых им дарований. И всё это веками расходилось в многочисленных переводах:
Славный внук, Меценат, праотцев царственных, ты отрада моя, честь и прибежище!
Гораций, Оды. III XXIX 1—4
Царей тирренских отпрыск! Тебе давно храню, не тронув, с легким вином кувшин…
Гораций, Сатиры. I VI 1—4
Отпрыск царей, Меценат, из этрусского племени всадник…
Проперций, III IX 1
О украшенье, о часть моей величайшая славы, ты, Меценат!..
Вергилий, «Георгики» II 40—41
Чем для Горация встарь, и для Вария, и для Марона всадник был Меценат, древних потомок царей…
Марциал, XII III 1—2
И о доме Мецената на одном из семи римских холмов. Когда-то «мрачные Эсквилии» (от ехcolere– «загородная часть, пригород») были кладбищем бедного люда и местом казней с рощей богини смерти и похорон Либитины. Август, увлеченный градостроительствоми «по праву гордившийся тем, что принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным», призналблизость эсквилинского кладбища неудобной для ближайших кварталов; оно было засыпано и застроено. Меценат получил большой участок на Оппиевой вершине Эсквилина, разбил здесь публичный парк и поселился сам. Летом, когда римская жара особенно докучала, на Эсквилин приезжал погостить к другу и сам Август. В поместье проходили и знаменитые публичные чтения, беседы и дискуссии, концерты. Где именно? В 1874 году при перепланировке квартала архитекторы обнаружили римскую постройку с кирпичным полом (выложенным в узор «рыбьего хвоста», кладка opus spicatum), следами водоема или фонтана, мозаикой и семиступенчатым мраморным подиумом в полукруглой апсиде. Вместо окон в нишах были нарисованы обманки: буйная зелень, фонтаны, птицы. Строение, названное «Аудиторией Мецената», скорее всего, было романтичным нимфеумом в садах, примыкавших к вилле, построенной около 30 года до н. э.
Где-то по соседству с Аудиторией, следуя источникам, высилась и «башня Мецената». Гораций называет её «громадой под облаками», Светоний пишет, что именно отсюда Нерон наблюдал за пожаром Рима, декламируя поэму собственного сочинения о гибели Трои. Этот артист в своих меценатах не нуждался – новое время, новые песни.
Владислав Прилуцкий
Продолжение следует