History in detail...
Model
Architectural
Kharkiv studio

Гай Цильний Меценат

70 до н. э. — 8 до н. э.

Меценат и Август слушают поэта
Меценат и Август слушают поэта
"Меценат представляет императору Августу свободные искусства"
"Меценат представляет императору Августу свободные искусства"
Степан Бакалович "В приемной Мецената"
Степан Бакалович "В приемной Мецената"
Федор Бронников. "Гораций читает свои сатиры Меценату"
Федор Бронников. "Гораций читает свои сатиры Меценату"
Аудитория Мецената в Риме
Аудитория Мецената в Риме
Зал Мецената в Риме
Зал Мецената в Риме

Личность Гая Цильния Мецената издавна привлекала внимание, становясь предметом историко-литературных исследований. Вряд ли за данный текст примутся те, кто античной культурой никогда не интересовался (собственно, почему только античной? Старые смыслы не исчезают, а лишь наслаиваются), словом, те кто не в теме и плохо ориентируются. И это плюс. Можно обойтись без преамбулы, штампов и непременных сентенций типа «имя его стало нарицательным». Став таковым, оно не перестало быть собственным. Знакомьтесь – Гай Меценат, состоятельный римлянин, покровитель Горация, Вергилия и еще скольких-то творчески необделённых личностей из его «литкружка», немало способствовавших тому, чтобы эпоху ту назвали «золотым веком» и в частности, римской литературы. Доверенное лицо Октавиана (от момента драматической перелицовки внучатого племянника наследника Цезаря в императора на все времена и «отца отечества»).

О Меценате как человеке (а не функции — архетипе) мы на самом деле знаем немного. Внешность, портрет? Достоверных изображений Мецената не сохранилось, если вам покажут – не верьте… Год рождения? Только день – 13 апреля (из посвящения Горация своему дорогому покровителю), где-то между 74 до н.э. – 64 до н.э… Семья, происхождение? Момент и поныне дискуссионный – от «смарагда Цильниев», славного потомка древних этрусских царей-лукумонов до относительно скромного представителя всаднического сословия (которое давно никуда не скакало, рассталось с «шаркающей кавалерийской походкой» и богатело с торговли, откупа налогов с провинций, при поздней Республике выдвигаясь кто в судьи, кто в префекты или прокураторы… Плащ с кровавым подбоем? Обычай выделять себя из толпы клавусом (пурпурной полосой на тунике) зашел в Рим с востока. Узкую ленту (angusticlavii) носили всадники, сенаторы – пошире (latus clavus). Изначально украшение патрициев, клавус в эпоху империи уже раздавали не глядя, по прихоти Цезарей. И столь же легко отбирали… История капиталов и состояния, позволявшего вести сибаритский образ жизни, дарить друзьям недвижимость и помогать голодной богеме заказами и покупкой того, что несут? Отдельная тема… Ну и мотивация такой его широкой благотворительности – из любви к искусству? От доброты душевной? Расчет, выгодная инвестиция в будущее – свое и (или) империи? И так далее, и тому подобное. Что же по факту от человека, с его страстями и слабостями, надеждами и разочарованиями, идеалами и «скелетами в шкафу» остается? И правда – что?

Ну, кое-что тем не менее остается: громкая известность – еще при жизни – во многом благодаря пышным восхвалениям пестуемых им дарований. И всё это веками расходилось в многочисленных переводах:

Славный внук, Меценат, праотцев царственных, ты отрада моя, честь и прибежище! 

Гораций, Оды. III XXIX 1—4

Царей тирренских отпрыск! Тебе давно храню, не тронув, с легким вином кувшин…

Гораций, Сатиры. I VI 1—4

Отпрыск царей, Меценат, из этрусского племени всадник… 

Проперций, III IX 1

О украшенье, о часть моей величайшая славы, ты, Меценат!..

Вергилий, «Георгики» II 40—41

Чем для Горация встарь, и для Вария, и для Марона всадник был Меценат, древних потомок царей…

Марциал, XII III 1—2

И о доме Мецената на одном из семи римских холмов. Когда-то «мрачные Эсквилии» (от ехcolere– «загородная часть, пригород») были кладбищем бедного люда и местом казней с рощей богини смерти и похорон Либитины. Август, увлеченный градостроительствоми «по праву гордившийся тем, что принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным», призналблизость эсквилинского кладбища неудобной для ближайших кварталов; оно было засыпано и застроено. Меценат получил большой участок на Оппиевой вершине Эсквилина, разбил здесь публичный парк и поселился сам. Летом, когда римская жара особенно докучала, на Эсквилин приезжал погостить к другу и сам Август. В поместье проходили и знаменитые публичные чтения, беседы и дискуссии, концерты. Где именно? В 1874 году при перепланировке квартала архитекторы обнаружили римскую постройку с кирпичным полом (выложенным в узор «рыбьего хвоста», кладка opus spicatum), следами водоема или фонтана, мозаикой и семиступенчатым мраморным подиумом в полукруглой апсиде. Вместо окон в нишах были нарисованы обманки: буйная зелень, фонтаны, птицы. Строение, названное «Аудиторией Мецената», скорее всего, было романтичным нимфеумом в садах, примыкавших к вилле, построенной около 30 года до н. э.

Где-то по соседству с Аудиторией, следуя источникам, высилась и «башня Мецената». Гораций называет её «громадой под облаками», Светоний пишет, что именно отсюда Нерон наблюдал за пожаром Рима, декламируя поэму собственного сочинения о гибели Трои. Этот артист в своих меценатах не нуждался – новое время, новые песни.

Владислав Прилуцкий

Продолжение следует